Основу трасологии составляет изучение следов, представляющих собой отображение на материальном объекте внешнего строения другого материального объекта.

Основным содержанием и целью трасологической экспертизы является идентификация объекта (предмета, человека, животного), оставившего след либо установление его групповой принадлежности, а также установления механизма образова­ния следов, фактов отпирания запирающих устройств подо­бранными ключами или посторонними предметами и нару­шений первоначального состояния пломб; установления це­лого по частям и иных исследований, связанных с изучением следов.

Особое место в трасологической экспертизе занимает транспортная трасология, которая также является и частью автотехнического исследования.

Основной целью исследования в рамках транспортно-трасологической экспертизы является установление механизма и обстоятельств ДТП по повреждениям транспортных средств и следам ТС на проезжей части, а также соответствия или несоответствия полученных повреждений транспортных средств при ДТП заявленным обстоятельствам механизма дорожно-транспортного происшествия.

 

Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой

В рамках данной экспертизы проводятся исследования:

Исследование следов орудий взлома и инструментов.

  • С какой стороны произведен взлом (сверление, пропиливание, разрыв, разрез, отжим), преграды (двери, окна, по­толка, пола), снаружи или изнутри помещения?
  • К какому виду или типу относится орудие, которым оставлены следы на преграде?
  • Одним или несколькими орудиями произведен взлом?
  • Не оставлены ли следы на преграде (ее части) представленным ору­дием?
  • Каков механизм повреждений, имеющихся на мате­риалах (бумаге, картоне, ткани, войлоке, досках, стеблях растений и т. д.), представленных на экспертизу? Не яв­ляются ли эти повреждения разрезом, разрывом, либо разломом?
  • С какой стороны и в каком направлении производился разрез или разрыв представленного на исследование мате­риала?

Исследование замков и запирающих устройств.

  • Исправен ли механизм представленного замка? Если нет, то в чем причина его неисправности? Как влияет эта не­исправность на свойства замка?
  • Имеются ли на деталях механизма замка следы, остав­ленные каким-либо посторонним предметом (поддельный ключ, отмычка)?
  • Отпирался ли замок ключом, отмычкой или другим предметом?
  • Можно ли отпереть контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша?
  • При каком положении ригеля (запертом, отпертом) об­разованы повреждения на замке?
  • Каким способом открыт или взломан замок?
  • Каким орудием или инструментом (тип) оставлены сле­ды, обнаруженные на замке?
  • Одним ли способом и одним ли орудием взломаны зам­ки, изъятые с нескольких мест происшествий?
  • Не данным ли орудием (инструментом) оставлены сле­ды, имеющиеся на замке?

 

Исследование контрольных пломб.

  • Подвергалась ли пломба вскрытию? Если да, то каким способом вскрыва­лась пломба?
  • Одними ли пломбировочными тисками сделаны оттиски на двух (или более) пломбах?
  • Не матрицами ли данных пломбировочных тисков ос­тавлены оттиски на контактных поверхностях исследуемых пломб?
  • Каково содержание цифровых и буквенных оттисков на контактных поверхностях пломб, представленных на экспер­тизу?
  • Каким орудием (тип) произведено вскрытие пломбы?
  • Не данным ли орудием оставлены следы (поврежде­ния), имеющиеся на пломбе?
  • Каким орудием (тип) произведен перекус (разрез) пломбировочной проволоки?

 

Идентификация производственных механизмов по их следам на изделиях.

Может возникнуть необходимость проведения трасологического исследования частей производственных механизмов и изделий машинного производства. Такие исследования позволяют установить, что определенные предметы изготовлены на данном станке (поточной линии), либо что несколько предметов изготовлены на одном и том же станке. Например:

  • Составляют ли автомобильные ключи от замка зажигания единый комплект ключей (изготовлены ли они с использованием одного и того же оборудования)?
  • Не изготовлены ли колпачки для укупорки бутылок на одном и том же станке?
  • Не изготовлена ли металлическая табличка, установленная в моторном отсеке автомашины, с помощью представленного станка?

 

Исследование следов папиллярных узоров (дактилоскопическое исследование).

  • Имеются ли на предметах, изъятых с места происшест­вия, следы рук?
  • Пригодны ли эти следы для идентификации лица, оста­вившего их?
  • Какой рукой, какими пальцами, оставлены следы?
  • Какими участками ладонных поверхностей оставлены следы рук?
  • В результате, какого действия (захват, касание и т. д.) оставлены следы рук?
  • Какими особенностями строения обладают руки лица, оставившего следы на месте происшествия (отсутствие паль­цев, наличие мозолей, рубцов, уродств и т. д.)?
  • Не оставлены ли следы рук, обнаруженные на месте происшествия, данным лицом?
  • Не являются ли отпечатки на дактилоскопической кар­те (датированной определенным числом) отпечатками паль­цев рук данного человека?
  • Не оставлены ли следы рук, изъятые с разных мест происшествий, одним и тем же лицом? 
  • Не оставлены ли следы босых ног данным лицом?
  • Не оставлены ли одним и тем же человеком следы босых ног, обнаруженные на разных местах происшествий?

 

Исследование поврежденных участков бытовых и производственных механизмов и оборудования.

  • Каков механизм повреждения сливного шланга стиральной машины (иной бытовой техники)?
  • Какова причина разрыва (разъединения) трубопровода (трубы) горячего водоснабжения?
  • Установить причину разрушения шарового крана, имеются ли на нем следы внешнего воздействия?

 

Исследования повреждений транспортных средств.

  • Каков механизм повреждений, полученных транспортным средством в данном дорожно-транспортном происшествии?
  • Соответствуют ли имеющиеся повреждения на автомобиле заявленным обстоятельствам данного ДТП?
  • Могли ли быть причинены имеющиеся повреждения автомобиля единовременно, или они образовались в разное время и при разных обстоятельствах?
  • С внешней или внутренней стороны причинены повреждения лобовому стеклу автомобиля?

 

Исследование номерных обозначений агрегатов автомототранспорта, других изделий серийного производства, маркировочных обозначений и клейм.

  • Подвергались ли изменению заводские номерные обозначения двигателя (рамы, кузова) автомобиля?
  • Установить содержание клейма на изделии, и соответствует ли оно клейму завода-изготовителя? (Вопрос решается при предоставлении образцов).

 

Исследование целого по частям.

 Установление целого по частям — это один из видов трасологического исследования, целью которого является разрешение вопроса, не составляли ли ранее два и более объектов единое целое.

 В криминалистике различают три вида «целого»:

  • монолитные предметы (стекло фары, листок бумаги и пр.);
  • составные предметы, состоящие из соединенных между собой деталей (пистолет, замок и т.п.);
  • комплектные предметы, т.е. объединенные совместным использованием (картина и рамка, скрипка и футляр, замок и ключ и пр.).

При назначении такой экспертизы перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • Не являются ли стеклянные осколки, обнаруженные на месте ДТП, частями рассеивателя фары данной автомашины?
  • Составляли ли ранее одно целое клочок газеты, изъятый на месте происшествия и обрывок газеты, изъятый у гр. А.?
  • Составляли ли ранее единое целое части стволов деревьев (куски скорлупы грецкого ореха, обрывки изоляционной лены), обнаруженные на месте происшествия и изъятые у гражданина А.?
  • Не помещалась ли ранее картина, изъятая у гр. А., в данную раму?

 

Исследование следов зубов человека.

  • Зубами человека или животного оставлены следы на данных объектах?
  • Если следы оставлены зубами человека, то пригодны ли они для отождествления личности?
  • Какими зубами (коренными, резцами или клыками, верхней или нижней челюсти, правой или левой стороны) оставлены следы (укусы) потерпевшему или преступнику (указывается фамилия)?
  • Не оставлены ли обнаруженные следы зубами подозреваемого А.?

 

Исследование следов обуви, следов ног, одетых в чулки, носки и пр.

  • Пригодны ли для идентификации следы, обнару­женные на месте происшествия?
  • Каков механизм возникновения следов (оставлены ли следы при ходьбе, беге, стоянии и т.п.)?
  • Каков тип и размер обуви, которой оставлены следы?
  • Какими особенностями обладает подошва обуви, следы которой обнаружены? Какова степень ее изношенности?
  • Одной и той же или разной обувью оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
  • Совпадают ли элементы дорожки следов, обнаруженной на месте происшествия, с элементами экспериментальной дорожки следов, оставленной данным лицом?
  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на разных ме­стах происшествий, одной и той же обувью?
  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте про­исшествия, ногами, на которые были надеты представленные для сравнения чулки или носки?

 

Исследование следов перчаток (одежды).

  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на том или ином предмете, перчатками?
  • Из какого материала изготовлены перчатки (кожа, трикотаж, резина и пр.), которыми оставлены следы?
  • Не оставлены ли следы, изъятые с места происшествия, перчаткой, изъятой у гражданина А.?

 

Исследование следов ног (лап) животного.

  • Каким животным (лошадью, коровой, собакой и т. д.) оставлены следы ног (лап), обнаруженные на месте происшествия?
  • Какова форма, размеры и особенности подков лошади, следы которых обнаружены на месте происшествия? Завод­ского или кустарного изготовления эти подковы?
  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте проис­шествия, данными подковами (или подковами данной ло­шади)?
  • Не данным ли животным оставлены обнаруженные на месте происшествия следы ног (лап) животного?

Оставить заявку

Имя (*)

Телефон (*)

Сообщение